Издательская деятельность в детском саду как средство сохранения единого информационного пространства для всех участников педагогического процесса

А. О. Крылова, ст. воспитатель, МБДОУ «Д/с № 17», г. Глазов,
Е. В. Королева, воспитатель, МБДОУ «Д/с № 17», г. Глазов

Современный ритм жизни таков, что родители, в большинстве своем занятые люди, не всегда могут позволить себе принимать участие в таких формах организации взаимодействия с ДОУ, как семинары, конференции, тренинги и другие виды специально организованной работы. Зачастую родители считают наиболее приемлемой для себя формой взаимодействия короткие беседы с воспитателями во время утреннего приема ребенка в группу и вечером, когда забирают малыша из детского сада. Опыт показывает, что этого категорически недостаточно.
Один из путей решения обозначенной проблемы – использование современных форм, позволяющих общаться дистанционно в едином информационном пространстве.
С 2010 года мы работаем над решением задачи создания и сохранения единого информационного пространства для всех участников педагогического процесса с помощью сайта учреждения и издательской деятельности в детском саду, а именно над созданием периодического издания детского сада – газеты «Березка», которая издается в детском саду шесть лет. В ДОУ разработано положение о газете, в котором определены основные задачи издательской деятельности:

  • Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста по различным направлениям.
  • Пропаганда положительного опыта воспитания детей дошкольного возраста.
  • Предоставление информации о содержании и методах образовательного процесса в детском саду, интересных событиях из жизни детского сада.
  • Организация содержательного семейного досуга.
  • Воспитание культуры чтения дошкольников.
  • Предоставление возможности родителям задать вопрос или выступить на страницах газеты.

У газеты есть свое лицо. Обязательными элементами являются название «Березка», оформление страниц, технические характеристики: количество колонок на странице, размер шрифта и пр.
Практика издательской деятельности позволила нам определить следующий алгоритм работы над печатным материалом:

  1. Выявление направлений и тематики выпусков через проблемный анализ. Здесь мы ориентируемся на годовой план, его задачи. Проводим анкетирование и беседы с педагогами и родителями. Определяемся, что нового мы хотим дать педагогам, детям или родителям. На учебный год планируется три выпуска газеты. Каждый из них бывает посвящен определенной теме. Например, в 2015/16 уч. г. вышли в свет два выпуска «Чтобы не было беды» и «Планета – наш дом». Названия выпусков говорят сами за себя. Первый был посвящен теме основ безопасного поведения детей. Второй – экологии.
  2. Составление проекта печатной продукции. Это самый трудоемкий этап. Творческая группа ДОУ из числа педагогов и старшего воспитателя определяет темы и содержание статей нового выпуска газеты. Назначаются ответственные за подготовку каждой статьи, сроки предоставления материала для макета выпуска. Трудность данного этапа в том, чтобы подготовить компактный и в то же время содержательный материал.
  3. Создание макета, его художественное оформление. Сбор и компоновка материалов газеты творческой группой.
  4. Печать и презентация. Первая презентация проводится для воспитателей всех групп. Затем свежий выпуск демонстрируется родителям: на родительском собрании, во время утренних или вечерних встреч.

Информация о свежем выпуске появляется в новостях на официальном сайте ДОУ. С 2016 года познакомиться с газетой можно и в электронном виде в новой рубрике «Библиотеки» под названием «Газета ”Березка”».
Газета – коллективный продукт. В подготовке материала принимают участие не только воспитатели и специалисты ДОУ, но и дети, и родители.
Дети выступают полноправными иллюстраторами и авторами статей. Например, в ноябрьском выпуске 2011 года «Человек красив своим трудом» дети рассказали о профессиях своих родителей, о том, кем хотят стать, когда вырастут. В мартовском выпуске 2014 года «Мой питомец» дети рассказали о своих домашних любимцах.
Родители тоже не остаются в стороне от подготовки свежих выпусков газеты. Например, в февральском выпуске 2013 года папы и мамы наших воспитанников рассказывали на страницах газеты, в какие игры они играли в детстве, в какие игры играют со своими детьми сейчас. Представляли семейные фотографии. Рассказывали, как быстро сделать игрушки и развивающие пособия для семейного досуга. В апрельском выпуске 2015 года «Они сражались за Родину» родители представили фотографии фронтовиков – прадедов и прабабушек наших воспитанников.
Газета предназначена для широкой аудитории читателей. Воспитатели вместе с детьми читают и обсуждают прочитанное, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации. Все изданные материалы систематизируются и находятся в методическом кабинете ДОУ. Педагоги могут к ним вернуться и перечитать вместе с детьми. В условиях реализации ФГОС, комплексно-тематического планирования наши тематические выпуски газеты становятся дополнением развивающей предметно-пространственной среды.
В марте 2016 года мы провели анкетирование родителей с целью изучения их мнения о содержании нашей газеты. Анализ заполненных анкет показал, что родители с интересом читают нашу газету, им нравится тематический подход. Они порекомендовали нам посвящать выпуски не только праздничным и памятным датам (23 %), но и жизни детского сада (62 %). В качестве дополнительного материала предложено рассказывать об участии ДОУ в конкурсах и занятиях с детьми дома.
Интервью детей старшего дошкольного возраста показало, что им нравится наше издание, они с интересом рассматривают иллюстрации, отгадывают загадки, узнают что-то новое.
Таким образом, изучение мнения родителей и детей  о газете «Березка» позволяет говорить о том, что мы идем в правильном направлении в решении задачи сохранения единого информационного пространства для всех участников педагогического процесса с помощью сайта учреждения и издательской деятельности в детском саду.

Список литературы
 

  1. Константинова А. Н. Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями / А. Н. Константинова, И. Ю. Суровцева // Логопед: научно-методический журнал. – 2008.
  2. Нагаева Т. А. Информационно-психологическая газета «Цветик-семицветик» / Т. А. Нагаева // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. – 2009.
  3. Творогова Е. Проект по созданию газеты в ДОУ «Страница взаимопонимания» / Е. Творогова // www.maam.ru/detskijsad/proekt-stranica-vzaimoponimanija-proekt-gazety-v-dou.html.
  4. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / cост. М. Н. Солоневичева. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», – 88 с.
  5. https://sites.google.com/site/vospitatellevina/gazeta-raduga-duga.
  6. http://festival.1september.ru/articles/501858/.
  7. http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news3221.html.
  8. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-stranica-vzaimoponimanija-proekt-gazety-v-dou.html.

Скачать файл:

Презентация по Издательской деятельности ГГПИ 16 год (pptx)