Детей раннего возраста интересует все окружающее вокруг, они внимательно слушают и запоминают переданную информацию. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослыми деятельности, игре. Посильное участие в уходе за растениями и животными позволяет обогащать детей новыми впечатлениями, получить первый опыт положительного конструктивного взаимодействия.
Учитывая, что необходимо с самого раннего возраста обучать детей любить и бережно относиться к окружающему, природе, главным направлением нашей работы с малышами стала забота о птицах.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Программа «Первые шаги» Смирновой Е.О. не предусматривает использование комплексно-тематического принципа при планировании образовательной деятельности с детьми. Вместе с тем проектная деятельность предполагает своего рода «погружение» в ту или иную тему, а это означает, что все содержание образовательной деятельности с детьми, все время нахождения ребенка в дошкольном учреждении:
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей
может быть «насыщено» деятельностью, связанной с темой проекта. Проект «Как мы птичкам помогаем» является краткосрочным. Его цель заключается в обогащении и обобщении представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
- Способствовать формированию бережного отношения к представителям городской фауны;
- Способствовать обогащению и обобщению представлений детей о зимующих птицах и семенах, пригодных для их подкормки;
- Обогащение развивающей предметно – пространственной среды в группе и на участке по теме проекта;
- Обеспечение включения родителей в образовательный процесс ДОУ.
Основными мероприятиями проекта были следующие:
- Изготовление плаката «Подкормите птиц зимой – будут петь они весной!» (ноябрь);
- Проведение акции «Пернатые соседи» по сбору семян для подкормки птиц (октябрь);
- Изготовление с воспитанниками кормушки (ноябрь);
- Проведение игры-занятия по изобразительной деятельности и познавательному развитию «Птички-синички», «Покормим птичек»;
- Монтаж и презентация диафильма «Как мы птичкам помогаем» с использованием фотографий воспитанников (декабрь).
Успешная реализация проекта стала возможной благодаря соблюдению принципов, заложенных в программе «Первые шаги»:
- Принцип деятельности. Включение детей в самостоятельные и совместные со взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование, игры со взрослыми и сверстниками (рассматривание семян, изготовление кормушки, продуктивная деятельность)
- Опора на игровые методы. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
- Принцип поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. Предусматривается предоставление каждому ребенку возможности выбора игр и занятий.
- Принцип полноты содержания образования. Включение различных сфер развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие).
- Принцип интеграции содержания образования. Он предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности.
- Принцип сотрудничества с семьей.
На последней неделе февраля мы провели тематическую неделю, посвященную зимующим птицам. Она стала завершающим этапом в реализации проекта.
По итогам работы мы подготовили небольшую информационную карту, которая может помочь вам в процессе ознакомления детей с зимующими птицами.
Тема: «Зимующие птицы»
- Родительский уголок
- Плакат «Подкормите птиц зимой – будут петь они весной!»
- Стихотворение «Снегирь» (рубрика «Учите вместе с нами»)
- Памятка по подкормке птиц
2. Развивающая предметно-пространственная среда
- Настольный театр «Птички» (на основе комплекта украшений “Птички новогодние” на скотче)
- Раскраска «Зимующие птицы»
- Демонстрационные картинки «Зимующие птицы»
- Книжка-игра Морозова О., Калиничева Н. Птицы. Собери картинку. Издательство: Феникс-Премьер, 2014 г. Серия: Интересно!
- Мягкие кубики «Птички»
- Птицы. Научно-популярное издание для детей до 3 лет. Серия «Лучшая энциклопедия в картинках для малышей» М: РОСМЭН, 2014 год
3. Совместная деятельность воспитателя с детьми
- Изготовление плаката «Подкормите птиц зимой – будут петь они весной!»
- Просмотр диафильма «Как мы птичкам помогаем» (2017 год) (текст для диафильма – Песенка «Маленькая птичка» музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой)
- Систематическая подкормка птиц за окном группы
- Наблюдение за птицами у кормушки
- Изготовление поделок для украшения группы «Снегири-синички»
Скачать файлы:
Памятка по подкормке птиц (pdf)
Снегирь стихотворение (docx)
Шаблон для изготовления птиц и веток (jpg)