Диафильмы для малышей

Диафильм – разновидность слайд-шоу, сопровождаемого титрами. До конца XX века диафильмы представляли собой фотоплёнку с кадрами, которые выполняли роль иллюстраций.

Сегодня диафильмы получили новую жизнь. В сети интернет есть множество сайтов, где можно найти оцифрованные диафильмы для детей дошкольного и школьного возраста, которые были созданы отечественными студиями в ХХ веке. В сентябре 2017 года одна известная фармацевтическая компания запустила масштабный проект, в основе которого лежит создание интернет-площадки для просмотра диафильмов.

Диафильмы, как и книги, заставляют ребенка совершать мыслительную работу, заставляют думать и сопереживать. Сидя перед телевизором или погружаясь в компьютерную игру, ребенок находится в измененном состоянии сознания, он часто даже не усваивает и не запоминает информацию. Чтение книг – это всегда активная работа, а просмотр диафильмов это еще более активное действие, потому что это и чтение, и картинка – визуальный ряд, и моторика – прокручивание кадров, и общение. Диафильм – вид искусства, не похожий ни на кино, ни на иллюстрированную книгу, ни на комикс, ни на мультимедиа-программу. Это особый жанр, особая технология. А, если кроха еще мал для самостоятельного чтения, диафильм – это возможность слушать голос родителя, видеть удивительных персонажей, зрительно следить за развитием сюжета, фантазируя и додумывая что-то новое, свое. Диафильм дарит ребенку возможность почувствовать себя соавтором сказки или рассказа.

С экологической точки зрения диафильм – один из самых безопасных и гуманных видов изображения. Это просто статичная картинка, яркая, сочная, контрастная, ее невозможно сравнить с электронным изображением, которое довольно плохо воздействует на человека. Изображение, которое мы видим в телевизоре или на компьютере – пиксельное, глаз не замечает, что экран сменяется 24 раза в секунду. Но ведь это очень воздействует и на глаз, и на мозг, и, понятно, особенно вредно для детей…

Программа Е.О. Смирновой «Первые шаги», по которой мы работаем, рекомендует использовать в работе с детьми просмотры диафильмов. Мы используем не только готовые диафильмы, но и делаем их сами. Дети видят происходящее на экране, а затем получают возможность поиграть с персонажами увиденной сказки. Таким образом, мы обогащаем речь детей, формируем ролевой диалог, обогащаем детскую игру.

В качестве примера мы предлагаем вашему вниманию диафильм «Новогодние приключения снеговичков».

Конечно, в идеале, смотреть диафильмы лучше с помощью настоящего диапроектора. Но если не получится, современная версия – видеопроектор и ноутбук, справятся с этой задачей не хуже.

Сделать правильный выбор диафильма для первого просмотра, учитывая увлечения, пристрастия вашего ребёнка вам помогут данные ссылки на Интернет-ресурсы:

Желательно, чтобы хотя бы на первых сеансах, в доме воцарялась тишина. Это поможет вашему ребёнку сосредоточиться на фильме. Его внимание не будет ускользать и не придётся постоянно его мотивировать к просмотру. Обязательное условие: затемнение комнаты. Во времена, когда диафильмы крутили через проектор, – это было техническое условие. Но как оказалось, затемнение помогает создать сказочную атмосферу. Помните и о том, что нельзя оставлять ребенка один на один с экраном. Нужно общаться. Задавать вопросы (заранее готовиться, придумывать…) обыгрывать, обсуждать, быть с ребенком!

Обратите внимание на свой голос. Голос чтеца – это мощный инструмент. Придерживайтесь правила: авторский текст читаем чуть монотонно, слова персонажей читаем, используя весь звуковой и голосовой арсенал (интонации, тембр, чёткое (даже утрированное) проговаривание текста, ритм, паузы)! В первый же день приобщения к диафильму не спешите предлагать ребёнку чтение по ролям. Можно просто обменяться своими впечатлениями. А потом «вдруг» у вас «случайно» обнаружится распечатка с раскрасками с персонажами именно этой сказки. Можно даже вместе начать раскрашивать сказочных персонажей, а заодно и продолжить делиться своими впечатлениями. В ходе беседы желательно ненавязчиво «пройтись» по сюжету и попытаться выяснить, как ребёнок понял сказку (через вспомогательные вопросы). Помните! Нельзя начинать чтение по ролям, пока ребёнок не уяснит сюжетные линии сказки, мотивы поступков, цели, желания, устремления персонажей. Вот почему для чтения по ролям вначале рекомендуются диафильмы с простыми незатейливыми сюжетами.

Помните золотое правило: количество не всегда переходит в качество. Поэтому не переусердствуйте с занятиями, знайте меру!

Желаем приятного просмотра!

Скачать файл:
Диафильм_Новогодние приключения снеговичков (ppsx)