Настольно-печатная игра «Птички-синички»

Что для ребенка раннего возраста важнее – игра в книжке или книжка в игре?

При ближайшем рассмотрении вопрос окажется лишенным смысла. Маленькому ребенку все равно, что птичка, что картинка с птичкой. Это все – игрушки. А в игрушки можно играть, и чем веселее и интереснее этот процесс, тем полезнее будет итог. Книжка «Птички-синички» представляет собой небольшую подборку дидактических игр по теме «птицы». Темой для игры послужили зимующие птицы ближайшего природного окружения детей.

Игра «Птички-синички» составлена в виде книжки. Адресована детям 2-4 лет. Ее лучше использовать для индивидуальной работы с детьми, так как предполагает небольшое количество участников: от 1 до 2. Книжка включает в себя три игры: «Загадки», «Синичкина кладовая» и «Прятки».

Общий комплект игры состоит из 30 карточек:

  • игра «Загадки» из 10 карточек: 5 с текстом и 5 с изображением птиц;
  • игра «Синичкина кладовая» из 12 цветных карточек;
  • игра «Прятки» из 8 цветных карточек.

Каждая игра основана на принципе подбора парных картинок. Цветовые подсказки (кружки разных цветов) используются для проверки правильного ответа участниками игры. Игровая задача заключается в подборе парных картинок в каждой из предложенных игр «Загадки», «Синичкина кладовая» и «Прятки».

При первом знакомстве с книгой, взрослый предлагает просто полистать ее. Вначале мы обсуждаем, что видим на каждой картинке. Самым маленьким детям следует только показывать изображения, называть нарисованные объекты и попросить повторить названия. Не забываем после «детского» ответа повторять звукоподражание и непременно называть предмет «по-взрослому».

В процессе чтения можно задавать разнообразные вопросы или комментировать увиденное «Посмотри, что нарисовано в книжке (птички). Кто это? Какого цвета?…» Или «Посмотри, это снегирь. У него красная грудка…».

Затем можно «расшить» книжку и использовать набор карточек для игры за столом. Тогда в игре «Синичкина кладовая» и «Прятки» после обсуждения изображенных объектов и их называния, вы подбираете с ребенком картинку-пару. При повторном проведении игры можно предложить выполнить задание самостоятельно.

Элементом новизны и вариантом усложнения может стать предложение игры в виде собранной книжки.

В игре «Загадки» ребенку предлагается отгадать загадку, и выбрать картинку-отгадку. Спеть песенку синички или, наоборот, по песенке угадать птичку.

В игре «Синичкина кладовая» ребенок подбирает парную картинку семечка к плоду. Например, к подсолнуху – картинку семечек. В процессе рассматривания картинок этой игры можно обсудить с детьми цвет, форму и величину предметов, их вкусовые свойства.

В игре «Прятки» ребенок подбирает силуэтное изображение к цветному.

После подбора картинки в любой из описанных выше игр взрослый вместе с ребенком проверяет ответ: сравнивает цвет кружка на верхней и нижней картинках. Если цвет совпадает – ответ правильный.

Первоначально в играх «Синичкина кладовая» и «Прятки» можно предлагать подбирать картинки из нижнего ряда к одной из предложенных верхнего ряда. Затем, когда игра освоена варианты подбора можно варьировать.

При разработке игры использовались следующие источники:

  1. Комплект украшений «Птички новогодние» на скотче Издательство: Сфера, 2016 г.
  2. Морозова О., Калиничева Н. Птицы. Собери картинку. Издательство: Феникс-Премьер, 2014 г. Серия: Интересно!
  3. Рожкова Т.Н. Дидактика от и до. Для чтения родителями детям. Серия «Для самых-самых маленьких» 06.2002.
  4. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2000 год.
  5. Загадки про птиц для детей:

Макеты дизайнерского оформления игры (исходные электронные файлы, содержащие эскизы карточек) можно найти в приложении № 1
Презентация настольной игры в приложении № 2

Скачать файлы:
Приложение 1_Макеты оформления игры (zip)
Приложение 2_Презентация игры_Птички-синички (pptx)